Правила составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте

03 декабря 2000

 2ЦЗ

Министерство Путей Сообщения Российской Федерации

Приказ

Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте

Зарегистрирован:
Министерством Юстиции РФ
14 марта 2001  Рег.№ 2608

В соответствии со статьей 134 Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» Министерство путей сообщения Российской Федерации

Приказывает:

Утвердить прилагаемые Правила составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте.

Глава 1.  Правила составления коммерческих актов

1.1. Коммерческие акты (приложение 1 к настоящим Правилам) составляются в соответствии со статьей 134 Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2, ст.218) (далее – Транспортный устав) для удостоверения следующих обстоятельств:

  • несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе;
  • повреждение (порча) груза;
  • обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;
  • возвращение железной дороге похищенного груза;
  • непередача железной дорогой груза на железнодорожный подъездной путь в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза.
1.2. Согласно статьей 45 Транспортного устава по просьбе грузополучателя железная дорога может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест и составлять коммерческий акт в случае обнаружения обстоятельств, указанных в пункте 1.1 настоящих Правил.
1.3. Коммерческий акт составляется:

при выгрузке грузов в местах общего пользования в день выгрузки,
в соответствующих случаях – в день выдачи грузов грузополучателю (получателю)
при выгрузке грузов в местах необщего пользования в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки грузов
в пути следования грузов в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом

При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящем пункте сроки, он должен быть составлен в течение следующих 24 часов.

1.4. Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов, по которым проводилась сверка грузов.
1.5. В случае составления коммерческого акта при перевозке скоропортящихся грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается надлежаще заверенная копия сертификата качества или удостоверения о качестве, составленная работником железнодорожной станции (далее – станции), на основании подлинного документа с указанием его должности, фамилии, имени, отчества.

При составлении коммерческого акта о порче скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных секциях, контейнерах, автономных рефрижераторных вагонах для перевозки эндокринного сырья (далее – АРВ-Э), курсирующих с обслуживающей бригадой, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается выписка о температурном режиме в пути следования из рабочего журнала (форма ВУ-85), подписанная руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э, заверенная подписью работника, назначенного начальником станции, и печатью станции выгрузки с указанием должности работника станции, его фамилии, имени, отчества. При этом в коммерческом акте указывается значение температуры воздуха в рефрижераторной секции, контейнере, АРВ-Э перед выгрузкой, исходя из показаний приборов рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э.

В случае составления коммерческого акта при перевозке животных и грузов, подконтрольных Госветнадзору, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия ветеринарного свидетельства (сертификата). В случае составления коммерческого акта при перевозке подкарантинных грузов, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов.

1.6. При выдаче с участием железной дороги однородных грузов, которые перевезены навалом или насыпью, и прибыли от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, случаи недостач, которые превышают норму естественной убыли массы таких грузов и погрешность измерений массы нетто, а также случаи излишков, составляющих разницу между массой грузов, определенной на станции отправления, и массой грузов, определенной на станции назначения, с учетом погрешности измерений массы нетто, обнаруженных в отношении таких грузов, перевезенных отдельными отправками, при проверке за данные календарные сутки, оформляются одним коммерческим актом.

Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются одним коммерческим актом.

В коммерческом акте указываются по каждой отправке номер вагона, род вагона, количество запорно-пломбировочных устройств (далее – ЗПУ) и нанесенная на ЗПУ информация, число мест и масса груза, значащиеся по перевозочным документам и оказавшиеся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указывается масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах) и масса нетто. Сведения о перевеске вагонов указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. Перечень подписывают лица, подписавшие коммерческий акт.

1.7. Коммерческие акты составляются станциями в трех экземплярах на бланке, предусмотренном настоящими Правилами, с типографской нумерацией и заполняются на компьютере или пишущей машинке без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. В случае обнаружения обстоятельств, изложенных в статьях 113 и 120 Транспортного устава, составляется надлежаще заверенная копия коммерческого акта, которая направляется на железную дорогу отправления для решения вопросов, связанных с возмещением грузоотправителем причиненных убытков и взысканием штрафов. На каждом коммерческом акте проставляется строчный штемпель станции.

Первый экземпляр коммерческого акта используется железной дорогой для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Если коммерческий акт составлен на станции назначения, то второй его экземпляр выдается грузополучателю по его требованию. Если коммерческий акт составлен на станции отправления или на попутной станции, то второй экземпляр коммерческого акта прилагается к транспортной железнодорожной накладной (далее – накладная) или багажной дорожной ведомости и следует до станции назначения. О составлении коммерческого акта делается отметка на оборотной стороне накладной в графе «Отметки железной дороги» с указанием номера коммерческого акта, даты его составления, и в связи с чем он составлен. Эта запись удостоверяется подписью работника, на которого возложена данная работа, и штемпелем станции, составившей коммерческий акт. Третий экземпляр коммерческого акта хранится в делах станции составившей его.

В случае, если на станции работы, связанные с приемом и выдачей грузов в местах общего пользования, находятся в ведении механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (далее – дистанция погрузочно-разгрузочных работ), то коммерческие акты составляются дистанцией погрузочно-разгрузочных работ. На каждом коммерческом акте проставляется штемпель дистанции погрузочно-разгрузочных работ. Если в пути следования коммерческий акт составляется дистанцией погрузочно-разгрузочных работ, то сделанная в установленном настоящим пунктом порядке отметка о составлении коммерческого акта заверяется штемпелем дистанции погрузочно-разгрузочных работ.

1.8. При перевозках грузов с использованием электронной накладной коммерческие акты могут составляться в электронном виде. Один экземпляр коммерческого акта хранится в делах станции, составившей коммерческий акт в электронном виде. При этом коммерческий акт в электронном виде передается составившей его станцией в информационно-вычислительный центр железной дороги, в состав которой она входит. На основании данных такого коммерческого акта в электронную накладную вносятся в установленном МПС России порядке отметки, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте. Коммерческие акты, составленные в электронном виде на станции отправления и на попутной станции, прикладываются к электронной накладной.

Коммерческий акт в электронном виде при необходимости может быть распечатан в виде его бумажной копии. При этом в графах «Подпись» печатаются фамилии лиц, подписавших подлинный коммерческий акт. Все проставленные на подлинном коммерческом акте штемпеля воспроизводятся в машинопечатном виде. Бумажная копия коммерческого акта в электронном виде заверяется календарным штемпелем станции, которая его распечатала.

1.9. В тех случаях, когда в накладной имеется отметка о составлении коммерческого акта попутной станцией, а при перевозочных документах, прибывших с грузом, его не оказалось, коммерческий акт составляется на станции назначения по результатам выдачи груза.

Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта, составленного на попутной станции (независимо от наличия или отсутствия соответствующей отметки в накладной), не может служить причиной его непризнания.

Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то станция назначения обязана, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе «Ж» коммерческого акта попутной станции отметку следующего содержания:
«При проверке груза выданного …дата… разницы против настоящего акта не оказалось».
Такая отметка удостоверяется строчным штемпелем станции или штемпелем дистанции погрузочно-разгрузочных работ и подписями лиц, указанных в пункте 1.11 настоящих Правил. Коммерческий акт регистрируется в книге учета коммерческих актов, составленных на несохранные перевозки грузов. Порядковый регистрационный номер книги учета коммерческих актов, переносится в коммерческий акт и указывается под типографским номером этого акта, после чего выдается грузополучателю по его требованию. В случае выдачи грузополучателю коммерческого акта, составленного на попутной станции, его копия хранится в делах станции назначения.

В случае несоответствия сведений, имеющихся в коммерческом акте, составленном на попутной станции и данных проверки груза станцией назначения, составляется коммерческий акт. При этом, на станции назначения грузополучателю коммерческие акты, составленные попутными станциями не выдаются, кроме коммерческих актов, составленных попутными станциями, в которых зафиксированы факты несоблюдения установленных правил перевозок грузов грузоотправителем.

Если в пути следования или при выгрузке груза был составлен коммерческий акт и при этом, груз прибыл в вагоне с исправными ЗПУ грузоотправителя или исправной погрузкой на открытом подвижном составе, то есть из которого усматривается ответственность грузоотправителя, то станция назначения обязана выдать грузополучателю копию коммерческого акта попутной станции, независимо от выдачи коммерческого акта, составленного ею при выдаче груза. В этом случае станция назначения делает копии коммерческих актов попутных станций, которые хранятся в делах станции назначения.

1.10. В случае проведения экспертизы грузов в соответствии с правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, о такой экспертизе должна быть сделана отметка в разделе «Е» коммерческого акта.
1.11. Коммерческий акт составляют и подписывают в сроки предусмотренные в пункте 1.3 настоящих Правил грузополучатель (в соответствии с правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте по доверенности на право подписания коммерческого акта), если он участвует в проверке грузов, и три работника железной дороги: начальник (заместитель начальника) станции или начальник (заместитель начальника) дистанции погрузочно-разгрузочных работ: начальник грузового района, заведующий пакгаузом, заведующий контейнерной площадкой, заведующий сортировочной платформой, в зависимости от распределения обязанности; приемосдатчик станции или приемосдатчик дистанции погрузочно-разгрузочных работ. В случае отсутствия в штатном расписании станции (дистанции погрузочно-разгрузочных работ), на которой составлен коммерческий акт, кого-либо из перечисленных в настоящем пункте лиц, к проверке грузов и подписанию коммерческого акта могут быть привлечены другие работники станции (дистанции погрузочно-разгрузочных работ). В этом случае в коммерческом акте делается запись:
«в штатном расписании должность … отсутствует».

В случае проверки тары вагона приемосдатчиком, который не участвовал при взвешивании груза в день его выгрузки, в разделе «Д» коммерческого акта указываются фамилии приемосдатчиков, участвовавших во взвешивании груза и проверке тары вагона. Коммерческий акт подписывает приемосдатчик, проверявший тару вагона.

1.12. В случаях составления коммерческого акта с участием грузополучателя (в том числе и по нескольким отправкам) при прибытии исправных вагонов с неповрежденными ЗПУ пункта погрузки, снятые с вагонов ЗПУ, погашаются и прикладываются к коммерческому акту в порядке, предусмотренном правилами пломбирования вагонов и контейнеров.
1.13. По требованию грузополучателя станция назначения обязана в течение трех дней выдать коммерческий акт, составленный по данной отправке.

Выдача коммерческого акта грузополучателю производится при предъявлении доверенности на получение груза, а для физических лиц – паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица под подпись на экземпляре коммерческого акта, остающегося в делах станции.

1.14. В случае отказа начальника (заместителя начальника) станции или начальника (заместителя начальника) дистанции погрузочно-разгрузочных работ от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением требований Транспортного устава и настоящих Правил, грузополучатель (получатель) имеет право подать заявление об этом в письменном виде начальнику (заместителю начальника) отделения железной дороги, а при отсутствии отделения в составе железной дороги – начальнику (заместителю начальника) службы грузовой и коммерческой работы управления железной дороги. Указанное заявление может быть передано непосредственно адресату, а также под расписку в приеме заявления с указанием полученных документов через начальника (заместителя начальника) станции или начальника (заместителя начальника) дистанции погрузочно-разгрузочных работ.

При поступлении в отделение железной дороги, а при отсутствии отделения в составе железной дороги – в управление железной дороги заявление регистрируется и на нем указывается дата и время его подачи, а также должность, фамилия, имя, отчество лица, принявшего заявление. Те же данные должны быть указаны в расписке, выданной грузополучателю, при подаче заявления через начальника (заместителя начальника) станции или начальника (заместителя начальника) дистанции погрузочно-разгрузочных работ.

1.15. Начальник (заместитель начальника) отделения железной дороги, а при отсутствии отделения в составе железной дороги – начальник (заместитель начальника) службы грузовой и коммерческой работы управления железной дороги на заявление об отказе в составлении коммерческого акта или об оформлении его с нарушением установленных требований обязан дать грузополучателю мотивированный ответ по существу заявления:

в отношении скоропортящихся грузов в течение одного дня
в отношении других грузов в течение трех дней со дня получения заявления
1.16. Если коммерческий акт выдан грузополучателю на недостачу груза, прибывшего по основной отправке, то при прибытии этого груза по доссылочному документу станция назначения при предъявлении грузополучателем накладной на основную отправку и выданного ему коммерческого акта в накладной и во всех экземплярах коммерческого акта в разделе «Ж» должна сделать отметку о том, что недостающий груз по данной отправке прибыл по посылочному документу (с указанием его номера). Кроме того, в отметке указываются номер вагона (номера вагонов), наименование станции, оформившей досылку, дата оформления досылки и дата выдачи недостающего груза. Отметка подписывается лицами, указанными в пункте 1.11 настоящих Правил, и заверяется штемпелем станции. По прибытии последней части груза, указанной в коммерческом акте как не прибывшей, грузополучатель возвращает станции коммерческий акт для хранения в ее делах.
1.17. Составление коммерческого акта на недостачу груза, прибывшего по основной отправке, перевозка которого производилась по электронной накладной, осуществляется в электронном виде станцией назначения и передается в информационно-вычислительный центр железной дороги назначения. По прибытии груза по досылочным документам при внесении отметки в раздел «Ж» всех экземпляров коммерческого акта и в бумажную копию электронной накладной формы ГУ-27у-ВЦ (накладная) на основную отправку (в случае выдачи грузополучателю электронной накладной в виде ее бумажной копии) аналогичная отметка должна быть сделана и в электронном коммерческом акте. При этом в электронную накладную на основную отправку заносится отметка о дате выдачи части груза, прибывшего по досылочному документу.

Глава 2.  Правила составления актов общей формы

2.1. Акты общей формы (Приложение 2 к настоящим Правилам) составляются станциями для удостоверения следующих обстоятельств:

  • утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной, предусматриваемых соответствующими правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте;
  • задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, а также в случаях перегруза вагонов, контейнеров сверх допустимой грузоподъемности по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути;
  • задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией примыкания по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции примыкания;
  • задержка подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя;
  • задержка приема грузополучателем, грузоотправителем принадлежащих им или арендованных ими у организаций федерального железнодорожного транспорта вагонов, контейнеров;
  • неочистка вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения цистерн и бункерных полувагонов с недослитыми остатками груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях);
  • неочистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива;
  • подача железной дорогой неочищенных вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя;
  • отсутствие ЗПУ на вагоне, контейнере (если в накладной и вагонном листе имеется отметка о их наличии на вагоне, контейнере), повреждение или замена ЗПУ (если при этом отсутствуют обстоятельства, в удостоверение которых составляются коммерческие акты), обнаружение в пути следования или на станции назначения ЗПУ на вагонах, контейнерах с неясно нанесенной информацией без следов умышленного повреждения (если читаемая информация соответствует данным в накладной и вагонном листе), обнаружение в пути следования ЗПУ на вагонах, контейнерах без следов умышленного повреждения и информация на них не соответствует данным в накладной и вагонном листе;
  • задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя принадлежащего организациям федерального железнодорожного транспорта локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением грузоотправителя, грузополучателя;
  • задержка груза в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом;
  • обнаружение в пути следования вагонов, контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимых грузов;
  • повреждение вагона, контейнера;
  • самовольное занятие железной дорогой вагонов, контейнеров принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю, иным организациям или арендованных ими;
  • самовольное использование грузоотправителем, грузополучателем, иными организациями вагонов, контейнеров, принадлежащих организациям федерального железнодорожного транспорта;
  • задержка выдачи грузов в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных, причитающихся железной дороге, платежей;
  • задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя на станции отправления (назначения) грузов, охраняемых ведомственной охраной МПС России;
  • простой локомотива, принадлежащего организации федерального железнодорожного транспорта в ожидании окончания операции по погрузке, выгрузке на перегонах, раздельных пунктах (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не открытых в установленном порядке для производства коммерческих операций;
  • отказ или уклонение грузоотправителя, грузополучателя, других организаций от подписания акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, учетной карточки выполнения заявки на перевозку и других документов, предусмотренных технологией работы федерального железнодорожного транспорта. На указанных документах в этих случаях в месте, где предусмотрено проставление подписи, делается отметка о составлении акта общей формы с указанием его номера и даты составления, которая подписывается работником станции и заверяется строчным штемпелем станции;
  • обнаружение в пути следования в вагоне трупов животных и т.д.
2.2. Акты общей формы составляются станциями в количестве экземпляров установленном главой 2 настоящих Правил. На каждом экземпляре акта общей формы в графе «Станция … ж.д.» проставляется строчный штемпель станции составившей акт.
2.2.1. Акт общей формы составляется на станциях отправления и (или) назначения:

  • если по акту общей формы усматривается ответственность железной дороги или грузоотправителей, грузополучателей, других организаций, то первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, по которому производится взыскание и уплата штрафа, сбора и (или) других платежей, второй экземпляр – выдается грузоотправителю, грузополучателю, другой организации (по требованию), третий экземпляр – остается на хранение в делах станции, составившей его;
  • при составлении акта общей формы в случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, других организаций от подписания акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, учетной карточки выполнения плана перевозок, акт общей формы вместе со вторым экземпляром указанных неподписанных двусторонних документов высылается заказным письмом в адрес грузоотправителя, грузополучателя, других организаций.

Почтовая квитанция на отсылку письма вместе с копией письма и первым экземпляром неподписанного документа и актом общей формы хранится в делах станции, составившей его.

2.2.2. Акт общий формы составляется на станциях в пути следования:

  • при обнаружении груженых вагонов, контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения или сохранности грузов, при обнаружении признаков хищения, недостачи и повреждения автотракторной техники, первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, второй – остается на хранение в делах станции, составившей его. В случае составления коммерческого акта к нему прикладывается копия акта общей формы;
  • при обнаружении нарушения крепления груза, ставшего причиной повреждения вагона, в случае, если нарушение крепления груза не повлекло за собой его повреждение (порчу), первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, второй – остается на хранение в делах станции, составившей его. Копия акта общей формы направляется в депо, которое осуществляет ремонт вагона;
  • при обнаружении груженых вагонов, контейнеров с признаками хищения, первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, второй – остается на хранении в делах станции, составившей его. Копия акта общей формы направляется в линейные органы внутренних дел по месту обнаружения.

На станциях в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, акт общей формы составляется в двух экземплярах. При этом первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, о чем на оборотной стороне накладной в графе «Отметки железной дороги» делается отметка, которая заверяется подписью работника станции и строчным штемпелем станции, второй экземпляр – остается на хранение в делах станции, составившей его.

2.3. При перевозке груза с использованием электронной накладной акт общей формы, который должен прилагаться к перевозочному документу, составляется в электронном виде и передается в обслуживающий данную станцию информационно-вычислительный центр железной дороги. На основании данных акта общей формы в электронную накладную вносятся отметки, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.

Акты общей формы, составленные в электронном виде станцией отправления и попутной станцией, вместе с электронной накладной доставляются в электронном виде на станцию назначения.

По требованию станции назначения акт общей формы в электронном виде должен быть распечатан в виде его бумажной копии станцией, составившей такой акт. Все проставленные на подлинном акте общей формы штемпели печатаются в машинописном виде. Бумажная копия акта общей формы в электронном виде заверяется строчным штемпелем станции, по требованию которой она составлена.

2.4. В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.

Если по договору с грузоотправителем предусмотрена подача железной дорогой под погрузку средствами грузоотправителя неочищенных порожних вагонов, контейнеров, с открытыми люками, дверями, с неснятыми приспособлениями для крепления грузов, то в случае подачи таких вагонов, контейнеров под погрузку на станции составляется акт общей формы. В акте общей формы указывается, что вагоны, контейнеры поданы под погрузку с согласия грузоотправителя, перечисляются номера вагонов, контейнеров, а также номер договора и дата его подписания.

Если акт общей формы составляется в случае задержки грузов в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров.

При составлении акта общей формы на станциях в пути следования в случаях обнаружения вагонов, контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимого груза, в акте указываются: обнаруженные неисправности, результаты проверки груза, состояние кузова вагона, контейнера, ЗПУ, закруток, запоров на дверях и люках, а также состояние погрузки груза с указанием полноты загрузки вагона, равномерности поверхности груза, число ярусов в междверном пространстве и другие обстоятельства, вследствие которых вагон, контейнер, направляются на комиссионную проверку. Если груз погружен навалом и подсчет рядов и ярусов невозможен, расположение груза в междверном пространстве описывается по равномерности погрузки, номерам грузовых мест, особым приметам упаковки.

При составлении акта общей формы при перевозках автотракторной техники указываются повреждения техники, недостача деталей и узлов, а при нарушении отдельных мест с запасными частями и инструментом, если отсутствует опись, – их фактическое наличие. При наличии признаков хищения они подробно описываются с указанием точного местоположения, размеров выемок груза, нарушения упаковки грузовых мест и прочих обстоятельств. В акте общей формы указываются также способ устранения возможности доступа к грузу, сведения о ЗПУ наложенных на вагон, контейнер, автотракторную технику.

Если вагон поступил на станцию с коммерческой неисправностью, уже оформленной актом общей формы, и состояние вагона (груза) по сравнению с описанием в акте не изменилось, попутный акт общей формы записывается в книгу формы ГУ-98, и повторно акт общей формы не составляется.

В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания:

платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими организациям федерального железнодорожного транспорта указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров
платы за простой локомотива, принадлежащего организации федерального железнодорожного транспорта, в ожидании окончания операции по погрузке или выгрузке в случае подачи и уборки вагонов на перегоны, раздельные пункты (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не производящие коммерческие операции указывается причина и время задержки локомотива
платы при задержке по вине грузоотправителя, грузополучателя на станции отправления (назначения) охраняемого ведомственной охраной МПС России груза указывается количество задержанных вагонов, контейнеров и время их задержки
2.5. Акт общей формы должен быть подписан не меньше чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Кроме этого, при перевозке груза в сопровождении акт общей формы подписывается также и лицом, сопровождающим груз (проводником грузоотправителя, грузополучателя, работником ведомственной охраны МПС России).

В тех случаях, когда на станции в пути следования акт общей формы оформляет специально выделенный работник на основании данных, передаваемых ему по телефону или радиосвязи, первый экземпляр акта общей формы, прикладываемый к перевозочному документу, может быть подписан составившим его лицом, с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей работников, производивших осмотр. Второй экземпляр акта общей формы подписывается в установленном порядке всеми указанными в нем лицами.

Лица, указанные в акте общей формы, должны подписать акт и при несогласии с его содержанием вправе изложить свое мнение. В случае отказа или уклонения от подписания акта общей формы представителем грузоотправителя, грузополучателя, других организаций, акт общей формы подписывается участвующими в его составлении лицами и в нем дополнительно делается отметка о предъявлении акта общей формы на подпись представителю грузоотправителя, грузополучателя, другой организации и о его отказе или уклонении от подписания этого акта. Эта отметка вторично заверяется подписями лиц, участвующих в составлении акта общей формы.

Глава 3.  Правила составления акта о техническом состоянии вагона, контейнера

3.1. В случаях обнаружения течи, порчи или подмочки груза, происшедших по причине технической неисправности вагона, контейнера, кроме коммерческого акта, составляется акт о техническом состоянии вагона, контейнера (Приложение 3 к настоящим Правилам).

Акт о техническом состоянии вагона, контейнера составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр акта о техническом состоянии вагона, контейнера прилагается к первому экземпляру коммерческого акта, второй – остается в делах станции, составившей его.

Акт о техническом состоянии вагона, контейнера должен составляться, как правило, в день обнаружения неисправности вагона, контейнера и не позднее дня составления коммерческого акта.

При указании в акте о техническом состоянии вагона, контейнера причин неисправности вагона, контейнера обязательно указывается характер неисправности и ее происхождение.

3.2. Акт о техническом состоянии вагона должен быть подписан работниками, принимавшими участие в осмотре вагона: от вагонного депо – мастером вагонного депо или по его поручению осмотрщиком вагонов, от станции – по поручению начальника (заместителя начальника) станции работником станции.
3.3. Акт о техническом состоянии контейнера должен быть подписан работниками, принимавшими участие в осмотре контейнера:
от дистанции погрузочно-разгрузочных работ – мастером дистанции погрузочно-разгрузочных работ или по его поручению приемосдатчиком,
от станции – заведующим контейнерной площадкой или по его поручению работником станции.
Если контейнерная площадка входит в состав дистанции погрузочно-разгрузочных работ, то акт о техническом состоянии контейнера от станции подписывает заместитель начальника станции.

Глава 4.  Правила составления акта вскрытия вагона, контейнера, автомобиля, трактора или другой самоходной машины для проведения пограничного, таможенного, санитарного, фитопатологического и других видов контроля и проверок (далее –акт вскрытия вагона, контейнера)

4.1. При вскрытии на станции вагона, контейнера, а также автомобиля, трактора и другой самоходной машины, перевозимых на открытом подвижном составе, для проведения пограничного контроля, таможенного досмотра, санитарного, ветеринарного, фитопатологического и других видов контроля и проверок составляется акт вскрытия вагона, контейнера (Приложение 4 к настоящим Правилам).
4.2. Акт вскрытия вагона, контейнера составляется станцией в трех экземплярах при перевозке импортных грузов, в четырех экземплярах – при перевозке грузов на экспорт.
Один экземпляр акта вскрытия вагона, контейнера вместе со снятыми с вагона, контейнера ЗПУ, остается на станции составившей акт,
второй – прилагается к перевозочному документу и следует вместе с грузом до станции назначения для выдачи грузополучателю,
третий – выдается представителю государственного органа по требованию которого производилось вскрытие вагона, контейнера,
четвертый – направляется на станцию отправления для взимания с грузоотправителя стоимости ЗПУ, вновь установленных на вагон, контейнер, автомобиль, трактор и другую самоходную машину.
Станция, составившая акт вскрытия вагона, контейнера должна, кроме того, на оборотной стороне накладной в графу «Отметки железной дороги» или под наименованием груза в досылочной дорожной ведомости внести отметку о составлении акта вскрытия вагона, контейнера. Отметка заверяется подписью работника, составившего акт и календарным штемпелем станции.
4.3. В акте вскрытия вагона, контейнера указываются сведения о ЗПУ, снятых и наложенных после контроля и проверки с вагона, контейнера, в том числе: кто устанавливал ЗПУ (таможенный либо другой орган государственного контроля), а также контрольные знаки и тип ЗПУ. При перевозках грузов на экспорт в четвертом экземпляре акта указывается стоимость ЗПУ, установленных на вагон, контейнер. Акт подписывается работниками станции, на которой проводилось вскрытие вагона, контейнера, а также представителями пограничного, таможенного и других органов государственного контроля, проводившими вскрытие вагона, контейнера и заверяется календарным штемпелем станции.
4.4. При перевозке груза с оформлением электронной накладной составляется электронный акт вскрытия вагона, контейнера в двух экземплярах (бумажные копии). Один экземпляр акта вскрытия вагона, контейнера (бумажная копия) вместе со снятыми ЗПУ, остается на станции составившей акт, второй экземпляр (бумажная копия) – направляется в службу грузовой и коммерческой работы управления железной дороги, на станции которой проводилось вскрытие вагона, контейнера. Акт вскрытия вагона, контейнера составленный станцией в электронном виде передается в информационно-вычислительный центр железной дороги, на которой проводилось вскрытие вагона, контейнера. На основании данного акта в электронную накладную вносятся отметки, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.

Акт вскрытия вагона, контейнера в электронном виде и электронная накладная направляются на станцию назначения в электронном виде.

Акт вскрытия вагона, контейнера в электронном виде может быть распечатан станцией, его составившей или станцией назначения в виде его бумажной копии. При этом в графе «Подпись» печатаются фамилии, имена, отчества лиц, подписавших подлинный акт вскрытия вагона, контейнера. Бумажная копия акта вскрытия вагона, контейнера в электронном виде заверяется календарным штемпелем станции, ее распечатавшей.

Глава 5.  Правила составления акта о повреждении вагона

5.1. Акт о повреждении вагона (Приложение 5 к настоящим Правилам) составляется во всех случаях повреждения вагона, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для постановки ЗПУ, подлежащего капитальному, деповскому, текущему (отцепочному, безотцепочному) ремонту или исключению вагона из инвентаря, а также при столкновении и сходе колесной пары вагона с рельс. При сходе колесной пары вагона с рельс акт о повреждении вагона составляется во всех случаях, в том числе и при отсутствии повреждений вагона.
5.2. Акт о повреждении вагона служит основанием для взыскания с железной дороги, грузоотправителя, грузополучателя, другой организации повредивших вагон, штрафа за его повреждение и убытков железной дороги, грузоотправителя, грузополучателя, другой организации вследствие повреждения вагона, в части, не покрытой штрафом в соответствии со статьями 122, 123 Транспортного устава.
5.3. Акт о повреждении вагона составляется осмотрщиком вагонов или мастером вагонного депо в присутствии представителя грузоотправителя, грузополучателя, другой организации, повредивших вагон, а при отсутствии осмотрщика вагонов или мастера вагонного депо, – начальником станции или другими работниками, назначенными начальником отделения железной дороги (начальником службы вагонного хозяйства управления железной дороги). Если повреждение вагона произошло вследствие столкновения или схода, акт о повреждении вагона составляется с участием главного ревизора по безопасности отделения железной дороги или ревизора по вагонному хозяйству отделения железной дороги (при отсутствии отделения железной дороги в составе железной дороги – работниками назначенными начальником службы вагонного хозяйства управления железной дороги). При повреждении вагонов рефрижераторной секции, АРВ-Э или их специального оборудования, акт о повреждении вагона составляется начальником (заместителем начальника) вагонного депо, на участке которого произошло повреждение, совместно с главным ревизором по безопасности отделения железной дороги (при отсутствии отделения железной дороги в составе железной дороги – работником назначенным начальником службы вагонного хозяйства управления железной дороги) и руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, АРВ-Э.
5.4. Акт о повреждении вагона подписывается лицами, участвующими в его составлении и заверяется печатью, используемой для финансовых операций, вагонного депо и грузоотправителя, грузополучателя или другой организации, повредившей вагон.

В случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, другой организации от подписания акта о повреждении вагона составляется акт общей формы в соответствии с главой 3 настоящих Правил.

Акт о повреждении вагона составляется отдельно на каждый вагон
при его повреждении в объеме текущего ремонта – в трех экземплярах,
при столкновениях и сходах – в четырех,
при повреждениях в объеме плановых видов ремонта, а также в случае исключения вагона из инвентаря, – в пяти экземплярах.
При повреждении рефрижераторной секции, АРВ-Э акт о повреждении вагона составляется в шести экземплярах.

Первый экземпляр акта о повреждении вагона передается грузополучателю, грузоотправителю или другой организации повредившей вагон,
второй – прилагается к счету, предъявляемому за повреждение вагона,
третий – остается на хранение в вагонном депо, представитель которого подписывал акт о повреждении вагона,
четвертый – передается ревизору по вагонному хозяйству отделения железной дороги,
пятый – пересылается заводу или вагонному депо, куда вагон направляется для ремонта при сопроводительных документах.

При повреждении рефрижераторной секции, АРВ-Э шестой экземпляр акта вручается руководителю обслуживающей бригады рефрижераторной секции, АРВ-Э для передачи в депо приписки.

В пути следования акт о повреждении вагона составляется без участия представителя грузоотправителя, грузополучателя, другой организации в количестве меньшем на один экземпляр, чем предусмотрено настоящими Правилами.

При повреждении вагонов, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям составляется дополнительный экземпляр акта о повреждении вагона, который выдается им по их требованию.

При перевозке грузов в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей акт о повреждении вагона может быть подписан проводником, сопровождающим груз, на которого возложены функции грузоотправителя и имеется описание его полномочий в накладной.

5.5. В акте о повреждении вагона указываются причины и перечень – повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановления вагона. При повреждении рефрижераторной секции, АРВ-Э в акте о повреждении вагона указываются также железная дорога и депо приписки.

Если вагон поврежден при столкновении, сходе или крушении, то в акте о повреждении вагона в строке «Дополнительные данные» указывается: величина максимального изгиба в вертикальной и горизонтальной плоскости хребтовых балок, продольных боковых швеллеров и буферных брусьев, а также наименование элементов рамы вагона, требующих ремонта.

5.6. В случаях повреждения вагона при столкновениях, сходах и крушениях, когда вагон при восстановительных работах получил дополнительные повреждения, составляется приложение к акту о повреждении вагона.

В приложении указывается перечень повреждений и вызвавшие их обстоятельства. Приложение к акту о повреждении вагона составляется и в том случае, если при его составлении установлено, что вагон имеет коррозионность рамы, конструктивные и другие недостатки по износу в таком объеме и размерах, что вагон подлежит исключению из инвентаря.

Приложение к акту о повреждении вагона подписывается начальником (заместителем начальника) вагонного депо, главным ревизором по безопасности движения отделения железной дороги, ревизором по вагонному хозяйству отделения железной дороги и начальником восстановительного поезда. Подписи в акте о повреждении вагона и в приложении к нему заверяются печатью вагонного депо, используемой для финансовых операций.

При отправлении вагона в ремонт на завод (депо) в акте о повреждении вагона указывается наименование завода (депо) и дата составления сопроводительного листка на пересылку неисправного вагона в ремонт формы ВУ-26М.

5.7. Если поврежденный вагон отремонтирован грузоотправителем, грузополучателем, другой организацией, то во всех экземплярах акта о повреждении вагона представителем вагонного депо, принявшим вагон после ремонта, делается отметка о его приемке с указанием: даты, времени, порядкового номера записи в книге учета вагонов федерального железнодорожного транспорта, поврежденных и отремонтированных предприятиями (форма ВУ-16) и заверяется его подписью.

Глава 6.  Правила составления акта о повреждении контейнера

6.1. Акт о повреждении контейнера (Приложение 6 к настоящим Правилам) составляется во всех случаях повреждения контейнера, в том числе при повреждении запорных устройств контейнера или устройств для постановки ЗПУ, подлежащего капитальному, плановому, текущему ремонту или исключению контейнера из инвентаря.

Акт о повреждении контейнера является основанием для взыскания с железной дороги, грузоотправителя, грузополучателя, другой организации повредивших контейнер, штрафа за его повреждение и убытков железной дороги вследствие повреждения контейнера, в части, не покрытой штрафом в соответствии со статьями 122, 123 Транспортного устава.

6.2. Акт о повреждении контейнера составляется старшим приемосдатчиком или мастером дистанции погрузочно-разгрузочных работ, либо осмотрщиком вагонов или мастером вагонного депо, в присутствии представителя грузоотправителя, грузополучателя, другой организации, виновной в повреждении контейнера. В случае отсутствия на станции работников дистанции погрузочно-разгрузочных работ или вагонного депо, акт о повреждении контейнера составляется начальником станции или другими работниками, назначенными начальником станции.

Акт о повреждении контейнера подписывается начальником (заместителем начальника) дистанции погрузочно-разгрузочных работ либо начальником (заместителем начальника) вагонного депо, либо начальником станции, старшим приемосдатчиком дистанции погрузочно-разгрузочных работ либо осмотрщиком вагонов либо приемосдатчиком станции, а также представителем организации повредившей контейнер, с указанием его должности, фамилии, имени, отчества и заверяется печатью дистанции погрузочно-разгрузочных работ, либо вагонного депо, либо станции.

В случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, других организаций, повредивших контейнер, от подписания акта о повреждении контейнера составляется акт общей формы в соответствии с главой 3 настоящих Правил.

Акт о повреждении контейнера составляется отдельно на каждый контейнер. В случае повреждения контейнера федерального железнодорожного транспорта акт о повреждении контейнера составляется в трех экземплярах.
Первый экземпляр акта о повреждении контейнера прикладывается к счету, направляемому организации виновной в повреждении контейнера.
Второй экземпляр – хранится в делах дистанции погрузочно-разгрузочных работ, вагонного депо или станции по месту составления акта.
Третий экземпляр с уведомлением на ремонт неисправного контейнера (форма ВУ-23к) направляется в адрес дистанции погрузочно-разгрузочных работ или вагонного депо, осуществляющих ремонт контейнера.
В случае повреждения контейнера, принадлежащего грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям, составляется дополнительный четвертый экземпляр акта о повреждении контейнера, который выдается грузоотправителю, грузополучателю, другой организации по их требованию.

В акте о повреждении контейнера указываются причины и перечень повреждений контейнера, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных частей и восстановления контейнера.

Глава 7.  Правила составления акта о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции

7.1. В случае обнаружения в пунктах налива или на промывочно – пропарочных станциях цистерн (бункерных полувагонов) с остатком груза более нормы, установленной правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, составляется акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции (Приложение 7 к настоящим Правилам).

Акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции является основанием для взыскания в соответствии со статьей 121 Транспортного устава с грузополучателя штрафа за сверхнормативное наличие остатка груза.

Акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, составляется в четырех экземплярах на каждую цистерну (бункерный полувагон) с остатком груза, из которых три экземпляра вместе с пересылочной накладной, по которой прибыла цистерна (бункерный полувагон), направляются в службу грузовой и коммерческой работы управления железной дороги, на которой производился слив груза, четвертый – остается в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции и служит основанием для материального учета остатков груза, изъятого из цистерны (бункерного полувагона). При этом, первый экземпляр акта прикладывается к документу, по которому производится взыскание штрафа, второй – выдается грузополучателю, допустившему недослив цистерны (бункерного полувагона), третий – остается на хранение в делах железной дороги, на которой производился слив.

Акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции подписывается приемосдатчиком станции и осмотрщиком цистерн. На оборотной стороне акта о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, указывается количество часов, в течение которых цистерна (бункерный полувагон) находилась под сливом.

Причем в указанный срок включается только время, затраченное на удаление остатков груза без учета времени на пропарку и промывку цистерн (бункерных полувагонов). Эти данные подтверждаются подписями начальника пункта налива или начальника промывочно-пропарочной станции и бригадира с наложением печати или штемпеля пункта налива или промывочно-пропарочной станции.

Глава 8.  Правила составления акта экспертизы

8.1. Акт экспертизы (Приложение 8 к настоящим Правилам) составляется для определения причин недостачи, порчи или повреждения груза и размера причиненного ущерба в день проведения экспертизы в порядке, предусмотренном правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте. Акт экспертизы подписывается: экспертом, а также другими специалистами, которые были привлечены к проведению экспертизы по инициативе железной дороги или по требованию грузополучателя; начальником станции и представителем грузополучателя, если он принимал участие в экспертизе прибывшего в его адрес груза.

О проведенной экспертизе делается отметка в коммерческом акте в разделе «Е».

Приложения

  • Форма ГУ-22;
  • Форма ГУ-23, форма ГУ-23 ВЦ;
  • Форма ГУ-106;
  • Форма ИНУ-49;
  • Форма ВУ-25;
  • Форма ВУ-25 к, форма ВУ-25к;
  • Форма ГУ-7а;
  • Форма ГУ-104.
Первый заместитель Министра Путей Сообщения Российской Федерации – А.В. Целько 03 декабря 2000
№ 2ЦЗ