ОАО «РЖД» сравнивает контейнерные тарифы.

Транспортный коридор «Север-Юг» представляет альтернативу маршруту перевозки грузов через Суэцкий канал с существенным сокращением стоимости и времени доставки грузов. С таким заявлением выступил на совещании ЭСКАТО ООН по проекту Трансазиатской железной дороги вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев.

Сегодня, отметил он, в рамках коридора осуществляются в основном перевозки грузов российско-иранской торговли, а также российско-азербайджанской торговли. В незначительных количествах в коридоре осуществляются также перевозки грузов стран СНГ, в том числе и в направлении Ирана.

Сравнение вариантов транспортировки грузов в контейнерах по коридору «Север-Юг» с трансокеанским маршрутом через Суэцкий канал, по словам С.Бабаева, показало, что расстояние перевозки при следовании грузов с контейнерами из Европы в Индию по коридору «Север-Юг» сокращается почти в два раза (с 14 до 8 тыс.км.), сроки доставки — на 10-15 суток, а стоимость перевозки снижается на 15-20%

По мнению ИАА SeaNews и других близких к контейнерному бизнесу специалистов, выгоду коридора «Север-Юг» с цифрами в руках еще никто ни разу не доказал. То есть если при транспортировке по Транссибу, при всех спорных моментах, согласно действующим тарифам доставка действительно обходится дешевле океанской, то в случае с коридором «Север-Юг» никаких доказательств дешевизны нет.

Как сообщает пресс-служба ОАО «РЖД», компания проводит большую работу по созданию необходимой инфраструктуры для освоения растущих перевозок по коридору «Север-Юг». Так, в 2004г. ОАО «РЖД» за счет собственных средств построило железнодорожную линию, соединившую новый международный порт Оля на Каспийском море с общей сетью железных дорог России. Сформирован новый интермодальный маршрут, по которому организована регулярная доставка контейнерных грузов в Иран.

На данный момент уже создан оператор «Южная транснациональная компания», осуществляющий перевозки грузов до порта Оля. До того самого, о котором меньше месяца назад печатный орган «РЖД» — газета «Гудок» — писал со ссылкой на министра транспорта РФ Игоря Левитина: «Мы загубили порт. Прошу прощения от себя лично и министерства у администрации области и коллектива Северо-Каспийского морского пароходства, ставших невольными заложниками чиновничьих игр».

То, что на российском конце коридора ничего нет — это полбеды. Но и на иранском конце тоже ничего нет: железные дороги на севере Ирана отсутствуют. Можно, конечно, груз за 2 тыс.км. и автотранспортом перебросить. Но говорить в таком случае о международном транспортном коридоре в общепринятом смысле этого слова язык не поворачивается.

Тем не менее, вице-президент «РЖД» утверждает, что «реализуемый комплекс технических и организационно-технологических мероприятий в рамках коридора «Север-Юг» позволит в значительной степени улучшить обеспечение перевозок грузов взаимной торговли стран Европы и Азии и создать в коридоре транспортную инфраструктуру, отвечающую современным международным требованиям».